Сегодня проводил занятие с учеником, которого ранее упоминал под именем Ленивец. На этот раз занятие прошло на моей территории, но эффекта от этого не было. Я, попросту устал тянуть его в занятия по математике, и объяснять много раз одно и тоже. В итоге у нас состоялся интересный разговор на пол часа, который, я надеюсь, закончился для него хорошо.
В общем, дело было так. Сидим мы сидим, занимаемся. Ну, как сказать занимаемся, кто-то тянет лямку, а кто-то пытается хоть как-то процесс сделать не столь мёртвым. И, после того как мы завершили тему, я подумал, что начинать новую на пол часа нет особого смысла, ведь мы опять будем упираться в тянучку которая в итоге закончит наше занятие с половинкой(или даже десятой частью) освоенной новой темы. И я решил с ним поговорить, как человек, который понимает к чему такое отношение может привести.
Хмм...Интересно, что возникнет в головах у людей которые это прочитают :) Наверняка у многих в голове будут следующие фразы "Да вот, ты сейчас ленишься, а потом будешь ходить, и говорить какие все виноватые в том, что у тебя жизнь плохая" или "Вот ты сейчас молодость загубишь, а потом всё не в радость будет, неужели так сложно взяться за ум?". Не буду критиковать их, но не соглашусь, по крайней мере мой диалог было немного другим :)
Ну, что, поговорим немного о том, из за чего может лениться человек? :)

Меняем реки, страны, города...
Иные двери... Новые года...
А никуда нам от себя не деться,
А если деться - только в никуда.

Омар Хайям



В общем, я у него спросил, хочет ли он знать математику. На что, он конечно же ответил "да". И, соответственно я у него спросил, как он это себе представляет. Ну, то есть как он себе представляет, что вот таким образом он выучит математику? На что он, опять таки, ответил "Ну, я соберусь конечно...". Ну, думаю вы, как и я, понимаем, что это мало вероятно. Конечно были люди, которые менялись, но для этого как минимум нужен стимул, а если бы он был уже сейчас, разве были бы у нас проблемы с обучением? Сомневаюсь. Соответственно, ничего не изменить, если ничего не менять.

Я уверен, что найдутся люди которые скажут "Да это для ленивых нужны какие-то стимул! Если надо делать, то нужно делать!". И я, также уверен, что у тех кто скажет это, будут такие проблемы! Они может будут не такими явными, и скрыты в мелочах, но они определённо будут. Я вообще в своей жизни не встречал человека без этих проблем. Без каких проблем вы спросите меня? Без проблем в том, чтобы взять что-то просто и сделать. Кто-то не может справиться с учёбой, кто-то с привычками, кто-то с принципами, кто-то с чем-то ещё :) Но, проблемы такого рода есть как мне кажется у всех.

Мы с ним начали говорить о влиянии позиций других людей, на его собственные. О том, как относятся родители к определённым интересам, о том как он сам относится к своим интересам, а также о том как относятся к этим интересам его друзья. Также мы с ним поговорили и о том, на что обычно тратится время и как это учитывается. Сколько мы тратим на нужное нам, и сколько на не нужное. А ещё затронули тему того, как мы представляем себе то, к чему мы собственно стремимся.

Не буду вдаваться в подробности нашего разговора, но я даже для себя сделал кое какие выводы :) Я предложил ему нарисовать схему своих будущих шагов. Проявить фантазию так сказать. У мальчика, между прочим, очень хорошие и яркие цели, но вот процесс которым он хочет всего этого добиться очень не ясный. И я ему предложил поработать над собой, поработать над тем, что он говорит себе когда не хочет что-то делать. Для этого я посоветовал ему простое упражнение. Берётся коробок, ложится перед собой, затем открывается, и вытаскиваются спички по одной, одна за другой, и так в течении пяти минут. Суть в том, чтобы после упражнения записать, какие мысли возникали, что заставляло прекратить это занятие. Этот эксперимент предлагают вести в течении недели, затем сравнить результаты ваших мыслей на этот счёт. Я и сам подумываю начать это занятие в самое ближайшее время, а также нарисую для себя схему, которая будет похожа на планы моего будущего. Должен ведь я знать, чего я хочу :) Ведь если я буду знать чего я хочу на самом деле, мне нужно будет и силы прилагать к этому в определённой степени.

И, опять таки, я уверен, что найдутся такие люди которые скажут "Зачем все эти лишние движения, ведь если ты знаешь чего ты хочешь, то и дураку понятно, что нужно делать". А вот не всегда, между прочим, отвечу я таким людям :) Был такой психолог, Берн, который очень хорошо описал почему это не так. Но, не будем углубляться в работы Берна, я лишь хотел сказать о том, что в каждом человеке есть позиции "родитель"(Р), "ребёнок"(Д, от дитя) и "взрослый"(В). Во время разговора, я и сам задавал себе множество вопросов, особенно на тему "И почему я раньше всего этого, не говорил сам себе", когда рассказывал про эти явления своему ученику. Ведь есть столько разных, интересных мелочей. Например, порой полезно в слух говорить о том, чего вы хотите, что бы все три позиции это оценивали. Ведь не каждая позиция осознаётся в равной степени, и у кого-то усилена позиция Р, а у кого-то Д, и эти люди будут мотивированы по разному, и поведение в работе у них будет очень разное, и стимуляция соответственно. Я не учил мальчика каким-то супер действиям, не рассказывал про супер психологические штуки, нет. Я просто попросил его открыться хотя бы себе. Хотя бы с собой делиться тем, что ему нравится, к чему он хочет прийти, чего хочет добиться. Что для него будет хорошо, а что плохо? Как часто вы говорите с собой? Как часто, ваши позиции контактируют друг с другом? Грустная картина, когда в позиции Д, кто-то натворит делов, а потом с позиции Р начинает себя за это жёстко наказывать, тем самым лишь ухудшая каждый раз своё положение.

Не забывайте, что самый близкий человек для вас, это в первую очередь вы! Станьте интересны себе! Не затрудняйтесь поговорить с собой какое-то время, в слух! Ведь это не сложно:) Научитесь понимать себя :)

Спасибо за внимание :)

И на последок, как обычно, что-то умное:
Отсутствие смысла в жизни играет критическую роль в этиологии невроза. В конечном счете невроз следует понимать как страдание души, не находящей своего смысла… Около трети моих случаев – это страдание не от какого-то клинически определимого невроза, а от бессмысленности и бесцельности собственной жизни.

Карл Густав Юнг



@темы: репетиторство, психология